Шаблоны путевые
Шаблон путевой – ручной путевой инструмент контроля герметрических параметров железнодорожной колеи.
Для определения геометрии железнодорожного полотна используются различные путевые шаблоны. Наиболее простые модели шаблонов предназначены для измерения ширины колеи и взаимного возвышения одного рельса относительно другого. Более сложные модели дополнительно обеспечивают измерение ординат переводных кривых, ширины желобов, расстояния между рабочими гранями сердечника, крестовины и контррельса стрелочного. Ручными путевыми шаблонами проводят точечные измерения геометрии полотна, обычно колею на звене длиной 12,5 м проверяют в трех местах (в стыках и в середине), на звене длиной 25 м — в четырех местах.
Конструкция путевого шаблона. Корпус шаблона оснащён двумя упорами - фиксированным и подвижным. Подвижный упор соединен с метрической шкалой. С помощью данных упоров замеряют фактическую ширину колеи и затем сравнивают её с нормативными размерами. В зависимости от вида данной конструкци шаблон предназначен для контроля ширины колеи на уровне 16 или 13 мм ниже поверхности катания. Упоры шаблона имеют изоляцию, чтобы избежать замыкания токопроводящих рельсовых цепей при проведении измерений. Сверху на шаблоне имеется цилиндрический уровень (один его конец закреплен шарнирно, а второй может подниматься или опускаться при помощи винта с лимбом), положение пузырька уровня вращением винта приводится в горизонт и по показаниям лимба определяют величину возвышения одного рельса относительно другого в миллиметрах. Более сложные модели шаблонов имеют в нижней части корпуса направляющую линейку с подвижным упором, которая используется для определения ширина желоба и ординаты переводных кривых.